Путешествие на Алтай 2016 (Омск — юг Телецкого озера)

Здравствуйте дорогие друзья и читатели!

Небольшой отчет и разделение впечатлений с вами!

Маршрут: Омск-Кольцово (Новосибирская область) — с.Узнезя — с.Акташ — перевал Кату-Ярык — База «Каменные грибы» — южная часть Телецкого озера! Обратный маршрут в такой же последовательности.

Даты маршрута: С 20 июля 2016 года по 1 августа 2016.

Мысль об отпуске в 2016 году отсутствовала в принципе по определенным причинам. В 2016 году решили поездить недалеко: район Муромцево (5-ти озер), либо Боровое Казахстан. Но в наши планы жизнь сама внесла коррективы. И виной тому постоянно приходящие ссылки об отчетах путешественников, от друга «СвоеДорожника» Баха! Баха привет! :) Подкинул очередной из отчетов Омских ребят путешествующие по Казахстану, Алтаю, Крыму. Ну и тут мой мозг начали штурмовать мысли, приобретенные пару лет назад про долину Чулышман, перевал Кату-Ярык и Телецкое озеро, до которого была, якобы, сложная дорога. Но красоты, которые не давали покоя, хотелось увидеть. Подначивала и семья, провести полевые испытания семейного шмурдяка (палатка, шатер, спальники), ни те, ни другие не «нюхали жизни» в палатке дальше 100 км от г. Омска. РЕШЕНО, отправиться в путешествие на юг Телецкого озера.

Цели:
— привить навыки автотуризма семье,
— испытать шмурдяк,
— изучить горную часть Алтая и достопримечательности,
— получить информацию для отчета второклассника «Как я провел лето»,
— попроведать друзей, живущих в направлении отпуска,
— ну и конечно же просто отдохнуть!!!!

Маршрут по прикидочным данным Nавитела и Яндекс навигатору 1800 км в одну сторону.

ashampoo_snap_2016-08-17_15h35m30s_001_

Подготовка к маршруту заняла примерно около трех недель, неспешных, вдумчивых, заодно сделал сундук-холодильник. О сундуке холодильнике есть отдельный отчет. Выписал базы и кемпинги с телефонами, что бы в случае непредвиденных обстоятельств можно было бы переночевать и отдохнуть. Таблицу приведу ниже и финансовый отчет.

График прохождения по маршруту:%d1%82%d0%b0%d0%b1%d0%bb%d0%b8%d1%86%d0%b0-%d0%bc%d0%b0%d1%80%d1%88%d1%80%d1%83%d1%82%d0%b0

Самые верные друзья в путешествии жена и дети:

Екатерина, Иван, Гордей, ваш покорный слуга Владимир ну и конечно не стоит забывать кто нам служит верой и правдой в дороге, на кого возложено бремя труженика пути: это наш любимый и надежный железный друг «Арагорн» (такое имечко дала наша семья) в автопроме с названием TOYOTA HILUX SURF 2000 г.в. 3RZ-FE 150 условно живых коней.

dsc00488

Итак, ПОЕХАЛИ:

20.07.2016. День ПЕРВЫЙ! Дорога на отдых!

Выезд планировался без опозданий в 20:00 по местному времени (UTC 14:00). Были проведены контрольные закупки забытых в дорогу продовольственных и хоз. товаров (сухой лед в холодильник) в том числе и заправка АВТО ГСМ (ГАЗ и бенз.92). Планомерно и тщательно все уложено в багажник, каждая вещица приобрела свое местожительство и так закрепилось на всем протяжении пути. Дети: Иван и Гордей (8 и 5 соотв.) помогали изо всех сил, очень уж хотелось им выбраться уже из 4-х стен. :)

Задайте вопрос почему в 20:00!? Трасса на Новосибирск свободна и легко ехать, дети ночью спят и самое главное нам надо было быть в 6-7 утра в Кольцово, проехать злосчастную пробку в Бердске, в прошлый раз мы там встряли и потеряли часа 1,5-2.

Итак, контрольное фото перед выездом:dsc00486

20:10 вылет с опозданием на 10 минут. (КВС-командир воздушного судна, РП-руководитель полетов)

В кабине кипишь, готовимся к вылету, включаем приборы и щелкаем тумблерами как в боинге:
КВС: Борт Н193, разрешите предварительный?!
РП: Борту 193 предварительный разрешаю!
КВС: 193, разрешите исполнительный?
РП: Занимайте 193!
КВС: Занимаю 193!
КВС: 193 к взлету готов!
РП: 193, взлет разрешаю!
ПОЛЕТЕЛИИИИИИИИИИИИИИИИИИ УРААААААААААААААААААА!!!!

Мимо пролетают всякие шиномонтажки, кольцевые дороги Московки и пока г. Омск.
Ночь прошла без происшествий, ребятишки поспали от силы 1-1,5 часа.
И все же, как кайфно ехать ночью, дорога — это философия!

21.07.2016. День ВТОРОЙ! Новосибирск – Кольцово – Горно-Алтайск – с.Узнезя (Простоквашино)

Звонок примерно в 5 утра от друга Виктора был для меня неожиданным, я конечно ждал его, но не в 5 утра. В Кольцово мы прибыли примерно в 6:30, на перекрестке встретили уже «продравшие» фары местные авто. Зашли по приглашению, попили чай, забрали лодку и попрощались, сделав фото на память. Виктору огромное спасибо за отдых, хоть 30 минут но он был нужен нам всем.

dsc00489

По дороге в Горно-Алтайск делали остановки, кушали, осматривали пролетающие мимо окрестности. В городе Бийск заправились газом, переоделись, так как становилось невыносимо жарко, и полетели дальше.
И вот долгожданная граница Алтайского края и Республики Алтай, до города рукой подать, а по местным дорогам и пролетающим пейзажам так вообще время измеряется в другом диапазоне.

dsc00507

Заранее забронировав турбазу «Простоквашино», мы летели по направлению к с. Узнезя, где нас ждал отдых и дневка следующего числа за 21. :) На базу прибыли в районе 18 часов по Омскому времени (местное 19 часов). Ребятишки прилично притомились, они то спали всего около часа в отличии от вашего покорного слуги, который баранку крутит за еду. :) Приехав на базу, Иван Владимирович практически не просыпаясь прошел с вытянутыми руками от машины до кровати, его очень развезло от усталости и разбудили мы его только утром 22 числа. Остальные члены команды пили пиво и/или бегали по территории охая и ахая от восторга наступившего отдыха.
Собственно, пара фото базы отдыха «Простоквашино» от слова отдыхай и Просто Квась!

dsc00521

dsc00532

dsc00528

dsc00542

dsc00557

dsc00524

Место для семейного отдыха просто великолепное, но для себя мы сделали выводы, что Катунские базы отдыха это уже не для нас (это то после возврата с Чулышмана :) )

22.07.2016. День ТРЕТИЙ! с. Узнезя — с. Манжерок – канатная дорога.

На следующий день была днёвка, и мы ее провели не бездарно. Великолепная канатная дорога в горнолыжном курорте Манжерок.

dsc00571

dsc00586

Стоимость 400 взрослый и ребенок от 5 лет 250 рублей. Итого 1050 рублей. Вполне приемлемо. Народу очень много, каждое сиденье с людьми в отличии от 2012 года.

День провели в релаксе, вечером баня, местное пиво Алтай Хан, про
изводства Бочкари. Для любителей классики очень
вкусное пиво. С этого дня девиз «ни дня без алкоголя»! :) Смерть печени на свежем воздухе! PS: За рекламу мне не платят :)

%d0%b0%d0%bb%d1%82%d0%b0%d0%b9-%d0%a5%d0%90%d0%9d

 

 

 

 

 

 

Открыли для подрастающего поколения БАНЮ! Давно они не парились в бане, да еще после окунуться в холодный бассейн, а тут прямо и вениками их попарили и в холодную воду окунули, глянь, а они на повторный круг пошли. Вот что веник животворящий делает ааа!!!

2016-07-22-19-33-10

Вечером шашлыкинг и отдых перед предстоящей дорогой в сторону великого Чулышмана!

23.07.2016. День ЧЕТВЕРТЫЙ!  Узнезя – Шебалино – Онгудай – Акташ.

Все как полагается перед маршрутом у КВС, осмотр и подготовка матчасти борта.
Карты, направления и расчетное время прибытия в точку Ч. В этот день нам предстоял полет по знаменитому и красивейшему Чуйскому тракту, перелет через два перевала Семинскому и Чике-Таман и много попутных интересных мест.
Маршрут ЧЕТВЕРТОГО дня:

ashampoo_snap_2016-08-30_21h10m34s_001_

Нам предстояло проехать 310 километров от с. Узнезя до с. Акташ, это поворот с Чуйского тракта в сторону долины Чулышман.

Первый перевал был Семинский. Затяжной подъем и затяжной спуск примерно около 8-10 км в каждую сторону. Машина у нас была загружена до плотности багажника «больше не влезет даже рулон туалетной бумаги». Тяжелее всего было верному другу в гору тащить неподъёмный вес багажа, пиво весило больше всего (шутка). Против пива были: машина, дети, бюджет поездки и собственно печень и почки, ЗА были только два туловища и мозги в каждом из них. Как вы думаете кто выиграл? Конечно мозг, он сказал всех в Ж я хочу пива! И тут я осознал, что 150 живых коней не справляются с поставленной задачей акселератором и ногой вашего покорного слуги. Верный друг пыхтел, но карабкался по наклонной вверх плоскости со скоростью 40 км в час. Рядом пролетали борта, внешне напоминающие «пузотеришки» от слова тереться пузом (внедорожное сообщество так в шутку называет седаны низкого клиренса). Преодолев Семинский перевал, мы решили устроить передых нашему труженику и заодно подкрепить экипаж арбузом :), чтобы чаще останавливаться в красивых местах горного Алтая.

dsc00626 dsc00641 dsc00643

Следующей достопримечательностью был перевал Чике-Таман. Чике-Таман один из красивейших перевалом горного Алтая.

Инфо-выдержка:

Чике-Тама́н (южноалт. чике «прямой» + южноалт. таман «подошва» — букв. «прямая подошва») — горный перевал на 659 км Чуйского тракта. Высота перевала — 1295 м, подъём, спуск — 4 км. На вершине перевала есть смотровая площадка. С 1996 года перевал объявлен памятником природы Республики Алтай.

До начала XX века дорога через перевал проходила в другом месте, изыскания археологов выявили следы древней дороги, датируемой X−XII векам. До начала XX века через Чике-Таман вела конно-тележная тропа с 34 крутыми и опасными поворотами при подъёме. Со смотровой площадки современной дороги ещё виден этот путь, ставший тропинкой, поросшей растительностью.

В 1903 году было завершено строительство новой дороги через перевал, а после дополнительной реконструкции, произведённой в 1924−1925 годах, стало возможным и автомобильное движение через Чике-Таман. Тогда насчитывалось 47 зигзагов. В 1926 году были произведены дополнительные изыскательные работы, и решено было строить новую дорогу не на месте существующей, а по старой дороге, которая проходила по самому низкому месту. В 1927 году была закончена прокладка новой трассы со щебёночным покрытием. Работы по прокладке современной дороги были чрезвычайно трудоёмкими. Пришлось переместить более 500 тысяч тонн грунта, взорвать около десятка скал, расширять и насыпать дорогу. Новая трасса была введена в строй в 1984 году.

 

dsc00655

Фото с верхней смотровой площадки к подножью перевала. Видно ответвление вправо старого тракта перевала. И фотография старой дороги. На вершине старая дорога и новая проходят рядом в метрах 50-ти. Ниже снимок со спутника новой дороги и старой. Старая дорога вполне проездная, многие сворачивают направо, дабы проехать по истории.

ashampoo_snap_2016-08-30_21h42m22s_002_

Фото участка старой дороги:dsc00659

На смотровой площадке на перевале:dsc00663

Едем дальше, примкнула к дороге река Катунь, дорога в этих местах интересная с отвесными скалами и крутыми поворотами. Близ села Малый Яломан Катунь делает петлю, место проехать мимо невозможно. Остановились сфотографировали.

dsc00670dsc00668 dsc00667

Время было уже 17 часов, и следующей остановкой должна быть харчевня. Почитав предварительно отчеты, которые мне подсунул замечательный друг и товарищ Бахыт, я знал, что до «харчевни рукой подать». В месте слияния двух рек Катуни и Чуи слева от Чуйского тракта есть замечательная кафе с названием (от урочища) Чуй-Оозы. Замечательная и очень вкусная кухня, мало того еще и по доступным ценам. Покушали мы на всю семью в районе 480 рублей с блинами, лагманом, борщом и так далее, ах, да еще и кумыс попили. Приятного аппетита: N50°24’20,87″ E86°42’05,72″. Координаты друзья, если поедите не забудьте заглянуть, не пожалеете. Мало того, что люди заезжают так еще и туристы на вертолетах прилетают типа Eurocopter EC 130. Ну и фото, для подтверждения моих слов, увидеть значит поверить ;)

2016-07-23-18-03-56

Сытые и не совсем довольные некоторые члены нашей команды поехали дальше.  Дело в том, что некоторые из пассажиров нашего борта Н193, решили поменять нас на Еврокоптер EC130, причем на полном серьезе (по секрету я бы на тот еврокоптер тоже много че поменял ;)). Самый младший сын Гордей Владимирович решил лететь, а вы мол надземные летающие на борту H193 поедете дальше своим путем. Долго отговаривали, еле уговорили, мест то блин нету все заняты. Хотя потом мы этот ВетРолет видели над перевалом Кату-Ярык на след день. Об этом немного позже.

Не пропустили и знаменитое, натоптанное, в прямом смысле слова туристами места где наши предки предали скалам гравировку. Петроглифы урочища Колбак-Таш. Фотографий нету, не стали брать фотоаппарат, а вот фото с 2015 года, когда мы там были на вертолетах, осталось:

2015-10-17-19-16-47

2015-10-17-19-16-53

Время было 19:30, до Акташа оставалось недалеко, но надо было поселиться в одной из баз отдыха, по плану база под именем Мёны.

dsc00685

На базе мы планировали остановиться еще на дневку, посетить гейзеровое озеро, отдохнуть и потом ехать далее. Но жизнь опять вносит свои коррективы. На Алтае очень переменчивый климат, буквально за 30 минут до предполагаемого места ночевки пошел дождь, причем хороший такой дождик. Я предварительно не бронировал место под палатку, ну не думал что места под палатку будут заняты. В итоге в ближайших базах нигде не оказалось места, «немного бы пораньше» говорили местные администраторы. Тем временем дождь усилился и нам ничего не оставалось как искать ночлег в срочном порядке.

dsc00688

И мы его нашли «на свою голову» за 1500 рублей. Снаружи одноэтажный дом, на краю села Акташ, чистенький подъезд на две квартиры.

Квартира 3-х комнатная, в квартире сыро и прохладно. На полу вязанные коврики «бабушкины» в одной комнате стоит диван «Юность», в другой две односпалки сетчатые «общага», в зале диван и стенка «СССР», на кухне плита «гибрид» электро и газ, в ванне все ржавое и на батарее грелка-клизма, картину удручающая, про туалет я вообще писать не буду. Нам стало очень грустно от вложенных средств, ни стоила эта квартира таких денег. Детям было весело и радостно, они бегали по квартире и радовались потому что детям пофиг, хорошему индейцу везде завсегда хорошо. На фото собственно дом и балкон «нашей квартиры».

2016-07-24-10-36-32

24.07.2016. День ПЯТЫЙ!  Акташ — перевал Кату-Ярык – турбаза «Каменные грибы»

Встали примерно часов в 8 утра. Позавтракали, собрали ящики с провиантом, позвонили горе бизнесмену местному и в 9:30 уже стояли на улице с ожиданием команды «по коням».

Утро нас застало сырым и прохладным, поэтому настроение было не на 5 баллов, особенно после такой ночевки. Как говорит наш камрад «Своей Дороги» Андрей Анатольевич: «И такое надо пережить!» Пережили двигаемся дальше! И тут черт нас дернул, после такой ночевки, позвонить в турбазу «Простоквашино» и забронировать домик с 28 июля, еще отдохнуть перед поездкой домой. :( Забронировали.

dsc00687

Нам предстоял подъем на Улаганское плато. Сразу после с. Акташ, первая природная достопримечательность — это «Красные ворота». На улице шел дождь поэтому фотографировали из машины.

dsc00693

Инфо-выдержка:

Кра́сные Воро́та — природная достопримечательность Республики Алтай. Находится на территории Улаганского района, в долине реки Чибитка, на стыке Курайского и Айгулакского хребтов.

Красные Ворота представляют собой узкий извилистый проход между отвесными скалами красного цвета. Скалы сложены эффузивными горными породами, содержащими киноварь, чем и объясняется их цвет. Высота скал — около 50 метров.

Через Красные Ворота проходит участок автомобильной дороги Акташ — Улаган. При прокладывании дороги узкий проход Красных ворот был расширен с помощью взрывных работ.

Ки́новарь (др.-греч. κιννάβαρι, лат. cinnabari), — HgS — минерал, сульфид ртути. Самый распространённый ртутный минерал. Имеет алую окраску, на свежем сколе напоминает пятна крови. На воздухе постепенно окисляется с поверхности, покрываясь тонкой плёнкой побежалости (HgО).

Поехали дальше! Виды стали меняться, стал появляться лес и невысокие горы, напоминающие Красноярский край. Проехали красивые озера с названием Чейбеккёль, УзенКёль. Доехали до села Улаган, я бы сказал административный центр. Присутствуют заправки, ценник правда подороже чем по Чуйскому тракту.

Для тех, кто путешествует на газе сделаю небольшую инфо-выдержку: Заправки АГЗС имеются в следующих населенных пунктах республики Алтай (по Чуйскому тракту): Непосредственно в самом Горно-Алтайске, Майме, Шебалино, Онгудае и далее только в Кош-Агаче. Заправки компании ГазОил. Что бы Яндекс не говорил, но нету АЗГС ни в Акташе, ни в Улагане, нетууу, благодарность выражаем заправщику в Онгудае, который проинформировал нас. Наш труженик может на газе проехать около 400 км (89 литров тороидальный баллон), последняя газовая заправка в Онгудае, по навигационным и топливным расчетам от Онгудая до Телецкого 330 км в одну сторону, поэтому приняли решение заправиться в Онгудае газом до полного и на бензине доехать до Акташа (150 км). В Акташе заправились бензином и с полными газовыми и бензиновыми баками поехали уже в долину Чулышман со спокойной душой.

Все ближе и ближе к знаковому месту, перевалу. Несколько фотографий по плато.

dsc00705 dsc00713

Крайнее, красивейшее озеро перед перевалом это: Учкёль-3. Дорога, проходящая сверху ущелья, с которой открывается обалденный вид озера, заставила «пощекотать» нам нервы, а что же будет на перевале, :) подумали мы и двинулись дальше. Разница высот примерно около 200 метров от дороги до озера, край дороги уходит в обрыв.

dsc00731

Сделали несколько фотографий и двинулись навстречу непреодолённого нами перевала. Встретили журавлей!

dsc00726

И вот начинаются показываться отвесные скалы, остается каких-то тысяча метров, мы приближаемся к перевалу и великой, грациозной долины Чулышман.

dsc00737 dsc00738

Подъезжаем к смотровой площадке перевала Кату-Ярык, у жены начали «летать бабочки» в животе и еще где-то защемило от вида долины и перевала, у меня зашевелились волосы на всем теле под одеждой и подкатил ком к горлу от всего увиденного.

Вот ОН Кату-Ярык и величественная долина Чулышман:

dsc00762 dsc00748

Что можно сказать: словами передать и фотографиями просто не реально, особенно когда ты не Пришвин М.М.

А вот кстати и тот же самый вертолет Еврокоптер 130, на который нас хотел променять самый младший из нашей автотуристической группы!

dsc00744

Кату-Яры́к (южноалт. Кату Jарык. Кату — твёрдый, jарык — расщелина; буквально — теснина, ущелье) — перевал в Алтайских горах, на территории Улаганского района Республики Алтай. Представляет собой крутой спуск в долину реки Чулышман, проложен он в склоне горы, крутизна склона ~70% (35°). Высота от подножия — 800 м, длина — 3,5 км, 9 поворотов, средний уклон — 18% (10°), покрытие — грунт, камни. Перевал проходим для транспорта высокой проходимости. Высота у подножия — 670 м над уровнем моря, смотровой площадки — 1200 м. Координаты смотровой площадки —50°54′49″ с. ш. 88°12′55″ в. д., подножия —50°55′17″ с. ш. 88°12′46″ в. д..

Кату-Ярык — это первый автомобильный спуск в долину Чулышмана (второй находится у с. Язула). Расположен на 31 км автодороги Балыктуюль − Коо − Балыкча. По этой дороге можно доехать до южной оконечности Телецкого озера.

До 1989 года автомобильной дороги, спускающейся в долину реки Чулышман, не было — жители окрестных деревень пользовались крутой конной тропой, или же водным путём через Телецкое озеро. В 1987 году по инициативе директора совхоза «Советский Алтай» А.В. Санаа началось строительство автомобильного спуска в долину Чулышмана. Открытие перевала Кату-Ярык состоялось в октябре 1989 года.

По отчетам коллег с Барнаула, раньше перевал был намного уже, и разъехаться можно было только на поворотах, на сегодняшний день его расширили, машины уже разъезжаются и на самом участке, правда не везде.

Для автотуристов, путешествующих на переднем приводе: не все автомобили могут подняться на перевал вверх, из-за смещения центра тяжести назад, колеса пробуксовывают. Умельцы поднимаются либо задом, либо прибегают за помощью к местным дежурным спец. техники (трактор). Для справки поднятие трактором стоило 4 т.р. Но можно съездить на озеро Телецкое, отдохнуть и оттуда уже переправиться на пароме до Артыбаша (север озера). Паром 8 т.р. с машины + 1 т.р. с человека.

Остановились прогулялись по смотровой площадке, пофотографировались, попили чай и приготовились к покорению спуска перевала.

В начале попробовал спускаться на L-ке, дружище разгоняется неподетски и приходиться его усмирять педалькой тормоза, дабы поберечь тормоза и не насиловать «труженика дорог» я включил раздатку и поставил на 2-ю скорость, при более крутых уклонах включал ему первую передачу. До самого низа педаль тормоза отдыхала. Очень понравился спуск, да и виды обрыва впечатляют, смотрел в основном вперед, как только голова поворачивалась вправо (японец праворукий), волосы неугомонно подымали футболку на спине. Спустились, перекурили и дали копоти в сторону турбазы «Каменные грибы», ведь именно туда мы планировали добраться и остановиться там на ночевку. Расстояние от перевала до озера 76 километров, до «Каменных грибов» 30 километров, по грунтовой, каменистой дороге мы ехали около 1,5-2 часов.

Приехали на базу, светло, дождя нет, настроение отличное! Нашли администратора, встретили Омичей, и заняли обалденное место под палатку.

dsc00780 dsc00781

Расположились, поставили палатку, шатер и принялись усердно отдыхать и наслаждаться природой. Прямо из палатки мы наблюдали каменные грибы:

dsc00785 dsc00804

25.07.2016. День ШЕСТОЙ!  Днёвка база «Каменные грибы»

В этот день мы планировали экскурсию на каменные грибы. Заранее узнав можно ли нам туда подняться с вот таким мелким, все местные лагерные банщики и паромщики кивали головой. Даже показали, как лучше идти. Дело в том, что, если присмотреться в гору видны две тропы, даже три! Кто-то говорит, что надо подниматься по более крутой, кто-то по пологой. Но как ни крути по обеим тропам хорошая крутизна, да и в итоге все равно приходишь к одной и той же точки, а значит угол суммарно средний одинаков.

ashampoo_snap_2016-09-06_21h38m57s_001_

Переправились всей группой и начали медленно подниматься. К подножью горы проходили вдоль реки Карасу. Очень чистая, вкусная живая вода, река берет начало с горы Улушту.

Карасу (каз. Қарасу; узб. Qorasuv, Қорасувчёрная вода). В топонимике Средней Азии, Кавказе, Крыма, Балкан и вообще во всех регионах Евразии где отмечалось сколько-нибудь значительное присутствие тюркских народов, название «карасу» получают реки и ручьи, которые обычно начинаются в прозрачных («чёрных») родниках или от таяния ледников. Вода в таких реках обычно чистая, прозрачная, сток постоянен, хотя имеются и исключения.

dsc00861 dsc00871

Подойдя к подножью горы Екатерина, увидев всю прелесть предстоящего подъема стала опасаться за самых маленьких членов нашей команды. Реально высокий подъем, приходилось даже старшего придерживать, потому что было страшно за него.

Я сделал фотографию по уровню, чтобы хоть немного передать крутизну склона, хотя это не передаётся.

dsc00823

Я перечить не стал, потому что реально для Гордея это было бы тяжело (в чем мы оба с Екатериной ошиблись, об этом позже) и решили, что Катерина и Гордей останутся ждать нас у подножья. Наслаждаясь видами вокруг.

Дальше мы двинулись с Иваном по самой пологой тропе, так сказать в поисках попроще, не тут-то было. Если посмотреть фото выше, где указаны тропы, то по секрету самая безопасная это самая крутая, по залысине горы, но для подъёма. Для спуска это средняя тропа, а для экстрима это именно та куда мы с Иваном и поперлись :D. Идти по тропе было не сложно в качестве подъема, но по нему было неудобно идти потому что крутизна вверх была такая же на первой тропе, НО ступня набок, если покатиться, то как в том анекдоте пока докатишься одни уши останутся. Кости сломать и башку расшибить более чем хватит. Чем дальше мы шли, тем все круче становилось, и я постоянно страховал Ивана. Как потом оказалось, что мы натоптали 4-ю тропу, самую пологую в начале и самую крутую :) в конце.

Когда забрались, это было просто волшебно, такой красоты я невидывал:

dsc00833

dsc00829 dsc00828 dsc00856 Стояли и фотографировались, и фотографировали. Долина с высоты выглядела очень завораживающе. Немного отдышавшись мы продолжили путь еще метров 70 до самих каменных грибов.

Немного о них:

Одна из самых необычных форм рельефа — это «Каменные грибы». Образовываться они могут под действием ледников или приливов, от растворения окружающих пород или эрозии. Несколько сотен лет потребовалось «каменным Алтайским грибам» в урочище Ак-Курум, что бы они образовались под действием ветра и дождей. «Белая осыпь» в переводе с алтайского значит Ак-Курум.

“Курумами” обычно называют скопления крупных глыб и обломков прочных скальных пород на пологих склонах и у их подножий, образующихся выветриванием. Особенностью характерной для курумов является их медленное перемещение вниз по склону.

В ущелье Карасу, где протекает одноименный приток Чулышмана, находятся каменные грибы — необычные формы рельефа, образовавшиеся в результате избирательного вымывания (по-научному — денудации) неоднородных горных пород. Выросли эти грибы примерно так: глыба из прочной породы служила своеобразным зонтиком для своего основания. Более мягкая порода вокруг основания размывалась осадками, а “стебель” рос, рос, рос… И так много-много лет.

Нам очень повезло, что сохранилось до нашего времени во всей своей красе это необычное природное явление. Но к сожалению, эти грибы продолжают постепенно разрушаться. Люди говорят, что несколько “шляпок” упало во время землетрясений на Алтае в 2003 году. Бытует мнение среди геологов, что наши с вами внуки их, возможно, уже и не увидят.

Ущелье Карасу является одним из самых “грибных” и относительно доступных мест в Горном Алтае. Самое удивительное, что грибы продолжают расти!

Несколько фото из интернета:

villages-03_opt

112

И немного наших фотографий:

Это самый первый гриб, вокруг гриба «щелкать» одним местом не стоит, можно поймать «зайца» и улететь вниз. :) За грибом и слева на фото обрыв метров 70-100, справа крутой склон и обрыв. :) В общем органам, отвечающие за адреналин отдыхать не пришлось.

dsc00843 dsc00850

Дальше с Иваном мы не стали проходить еще выше по тропе.

Снизу на фото видна тропинка. Она достаточно скатная вправо. А в кустиках конкретный обрыв. Решили судьбу не испытывать после 4 тропы. :)dsc00852

Вернулись на смотровую площадку, чуть пониже и тут я чуть не выронил фотоаппарат от того что увидел. На первой площадке где мы фотографировались стояли Гордей и Екатерина с небольшой группой людей. Как?!?!? Как мля они самостоятельно решили взобраться на это чудо природы каменные грибы.

Да вот так: Как только мы расстались у подножья горы с нашей группой Гордеем и Екатериной, первый начал возмущаться неподетски на ломанном русском: мол какого туристического действия мы тут сидеть будем, а папа и Ваня пошли на гору?! Слезы, сопли, обида до колен и тут боженька не оставил его! Проходя мимо группа людей полюбопытствовала, собственно: «Куда вы идете туда или оттуда?» На что Екатерина ответила: «Мы побоялись подняться». Видный мужчина, внешне «прожжённый» турист лет 35: «Пойдемте с нами, с нами безопасно». Ха-ха-ха Гордей рванул вперед так, что Катерина за ним летела до самой верхней точки, а мужчина подстраховывал Гордея, что бы тот не укатился.

И кстати говоря, они то пошли правильным путем, они выбрали самую первую тропу, самую крутую и удобную для подъёма. Как на зло, фотоаппарат заглючил, и я не смог нас всех запечатлеть на фоне долины с высоты. Но в доказательство прикладываю фото, что они совершили маленький подвиг:

dsc00855

%d0%9a%d0%b0%d1%82%d1%8f-%d0%b8-%d0%93%d0%be%d1%80%d0%b4%d0%b5%d0%b9%d0%ba%d0%b0

Вот так бывает, так что не надо думать за детей (и людей), что они могут, а что нет. Лучше помогите им если у них не получается. Спасибо создателю, что подослал неизвестного мужчину, который стал им проводником. Еще одна жилка прокачана и воспитана. Я за них очень рад и горжусь ими.

Еще немного фото с грибов:

dsc00854

dsc00847

Радостные и уставшие мы вернулись в лагерь. Екатерина с Гордеем светились от счастья, ведь совершить, то что для тебя было сложным и почти невозможным это очень повышает самооценку и прокачивает skill levels.

Остаток дня мы провели короткой рыбалкой, часовой прогулкой к водопаду, который уходил в подземный поток и вечерним релаксом. Ближе к вечеру к нам приехали гости, тур группа с проводниками. Ребята, которые работают и любят свою работу, да еще и которая хорошо оплачивается: https://vk.com/altaitrack В будущем возможно воспользуюсь их услугами.

Вечером была отличнейшая погода, небыло ни облачка и ночью я не смог зайти обратно в палатку, не сделав несколько фото (немного обработал):

i102cimgpsh_orig i103cimgpsh_orig

Вечерний дождик:

dsc00800

26.07.2016. День СЕДЬМОЙ!  Автоэкскурсия на озеро Телецкое.

Утро, выспались, позавтракали и прыгнули в заскучавшего нашего железного друга. Иго-го-го сказал друг и рванул по долине в сторону Телецкого озера. Ему предстояло провезти наши воодушевлённые личности 46 километров по красивейшим местам долины и по факту двум местным деревням Коо и Балыкча. Лодку ДА, Виктор, лодку мы не забыли.

Ехали через речки, которые бежали прямо по дороге, очень чистые. И вот открылся нам вид: устье реки Чулышман.

dsc00970

Скажу откровенно, не впечатлило после каменных грибов. Планировали доехать до базы Кырсай и там остановиться, но виды нам все же понравились больше в Каменных грибах, и мы остались довольны, что так сложилось.

Накачали лодку, немного покатались всей семьей, на двухместной то лодке ПВХ, поприветствовали Омичей, которые доехали до озера и ехали всю ночь. По мне так лучше ехать днем, чтобы наслаждаться дорогой и видами в таких дивных местах. Сфотографировались, попили чай и поехали обратно.

Как люди только не путешествуют: и на велосипедах и автостопом и на седанах переднеприводных гибридах типа хонда и тойота приус. Маршрут у них кольцевой, спускаются с Кату-Ярыка и обратно на пароме до Артыбаша, а там уже асфальт (ценник 8 т.р. авто + 1т.р. человек). Народу я бы не сказал, что мало, мы наблюдали паром с 7 машинами. И отдыхающих было много.

Немного фотографий:dsc00940 dsc00966 dsc00969

Дорога конечно в основном каменистая, скорость 20-40 км в час. И только на обратном пути с озера меня осенило, надо понизить давление в шинах, будет помягче на гребенке (их было очень много), а по крупным будут отрабатывать амортизаторы. С 2 бар до 1,3. Пока сдувал шины, проезжающие интересовались не помочь ли? Это было внегласное внедорожное сообщество 4х4, ну тобишь коллеги.

По приезду расстроила потеря у железного друга левой противотуманки, где-то она осталась и лежит скучает, будет ждать нас до следующего приезда. Теперь становиться ясны маркетинговые надписи в местных деревнях: «бензин, сварка»

Остаток дня прошел в отдыхе и общении с нашими соседями (Алтайтрек), отлично провели вечер.

27.07.2016. День ВОСЬМОЙ!  Черт дернул поехать в Простоквашино!

Выспавшись, утром встали ориентировочно часов в 11. Обнаружили, что одни соседи уже уехали (с Барнаула), а вторые (АлтайТрек) собираются ехать в сторону Телецкого, чтобы высадить десант на паром. Мы планировали еще остаться на одну-две ночи в лагере, но судьба внесла коррективы. 28 мы по предварительной договоренности должны были быть в турбазе ПростоКвашино. И несколько факторов повлияли на событие быстрого срыва с места.

Фактор 1: На Телецком озере нам собирающиеся Новосибирцы сказали, что двигается циклон и будет портиться погода. И так и было часов в 12 погода начала портиться и начал покрапывать дождик.
Фактор 2: После уезда соседей стало пустовато, и на подсознательном уровне мы куда-то должны были поехать.
Фактор 3: Простоквашино ждет!

После отмашки супруги «по коням» начали быстро собирать вещи. Это было примерно около 13 часов. Ну и как полагается нормальным туристам сборы были при дожде. :) Сложились и поехали в сторону базы села Узнезя. Нам еще предстояла ночевка по пути.

Радость обратного пути по красивым местам придавало настроения, планировали заехать в некоторые места, которые не успели посетить.

dsc00779 dsc01009 dsc01011 dsc01017

И все же красивейшее место перевал Кату-Ярык.

Спуск конечно сложная процедура, особенно когда спускаешься пешком с какой нить горы или уклона, а вот для авто я думаю совсем наоборот.

Без сомнений, я знал, что мы поднимемся, но пройти этот путь не слова вымолвить. Железный друг был полон сил, с подбитым левым «подглазником», но на передвижение это не влияло. Как на старт мы подъехали к подножию перевала! Не поверите, для таких как мы, туристов, что бы ничего не давило при подъёме на вершину перевала, поставили туалет :) и мы им воспользовались.

У подножья стояла небольшая кучка машин, которая мысленно говорила «ну кто первый? мы за вами!». Примерно было около 5-6 машин, все полноприводные и примерно 30% из них рамные внедорожники. И вот как под выстрел стартового пистолета первым рванул Ниссан Патруль, дизелек зашипел и ринулся в сторону первого подъёма, наш друг почувствовал адреналин и устремился за коллегой. Конечно дизель дает преимущества в таких местах.

Гнаться за патрулем у нас небыло в планах, спокойно на 1-2-й передаче на пониженной передаче раздатки мы уверенно поднимались вверх, за нами на «хвосте» карабкались те 4-5 машин которые ждали «первого». По пути встречались переднеприводные «Приоры» с открытым капотом на «отдохнуть». Примерно на 2/3 пути начала усиленно работать вискомуфта, но о перегреве далеко и речи небыло.

Поднявшись на вершину перевала, мы дали передохнуть нашему труженику и традиционно на осмотреть красоты. И тут наша младшая часть команды соизволила сказать: «Мы хотим кушать». Собственно, всего то проехали пара часов от лагеря. Но из ВерхКатуЯрыкской кафешки веяло таким ароматом свежих лепешек, мант и чебуреков, что торопиться мы не стали, обустроились в беседке на свежем воздухе и слопали с травяным чаем по лепешке. Это были очень вкусные лепешки, еще не успели остыть от «пламени» приготовления, тесто было какое-то просто сказочное, ну точно не традиционно пирожковое. Все как один говорили спасибо и хвалили тесто-замес. :)

2016-07-27-13-37-422016-07-27-13-37-34

Прощай Кату-Ярык мы к тебе еще вернемся! Мы еще не «взяли» Чульчинский водопад. Но это как подрастут маленькие члены нашей команды.

Заключительное фото перевала:

2016-07-27-13-36-12

На обратном пути не пропустили озеро Учкёль-3. Потрясающе красивое озеро. Планы вернуться в долину присутствуют, поэтому обязательно уделим время спуститься к озеру, по карте можно даже спуститься на машине к озеру, а потом дойти пешком 300 метров.

%d0%a3%d1%87%d0%ba%d0%b5%d0%bb%d1%8c3

Дорога медленно бежала за окном автомобиля, а мы приближались уже к красным воротам. Погода была великолепная и настроение было отличное. Следующей остановкой был Улаганский перевал, остановились, отдохнули, попрыгали, попинали колеса и тут я заметил, недалеко от натоптанной тропинки стоит девушка и под деревом собирает то-что кидают ей сверху. Тут я смекнул, что вокруг растет «Kedrach» That is Kedrach? Кедр с шишкамЕ, хоть молодыми, но их варят и щелкают, обалденный вкус я раньше такого не пробовал. Кунфу-Панда, шишки на халяву! ФАС! Кунфу-Панда так быстро по кедрачу никогда не лазал. Катя только увидела, как гнётся и качается дерево, выдавало меня одно отличие от медведя — это красная футболка! Сбив с десяток шишек, панда успокоился и начал слезать с дерева. Не буду описывать это событие, история умолчит тот факт.

Далее, также остановились у «красных ворот» и воздали утраченное от пути туда (ведь был дождь, и мы не стали останавливаться).

dsc01040 dsc01038

«Красные ворота» мы проехали примерно в 17 часов вечера, а нам надо было еще встать на ночлег. Запомнив точку о которой говорили наши соседи из Алтай трека, мы направлялись в Малый Яломан, и нам предстояло проехать еще 110 километров, но тогда мы об этом не знали и просто ехали, ехали и ехали, уже не останавливаясь даже в тех местах где хотели остановиться. Дело в том, что на Алтае все кемпинги быстро заполняться после 19 часов, и потом места только дикие, это конечно не страшно, но их еще надо поискать, да и в кемпингах поуютнее и побезопаснее для одной ночевки. Нашли все же этот кемпинг, достаточно неплох, да и речка чистенькая бежит, с мальками хариуса, а значит и не только с мальками.

dsc01052 dsc01053 dsc01051 dsc01057

Кемпинг находиться за селом Малый Яломан в 3 километрах (в сторону Горно-Алтайска) на реке Большой Яломан. Координаты N50°31’13,47″ E86°33’39,67″.

27 числа отметили день нашей свадьбы под вкуснейший плов и бутылочку грузинского вина.

28.07.2016. День ДЕВЯТЫЙ!  Едем с утра и до ПростоКвашино.

Утро 10 часов, все соседи неспешно завтракают и собираются по своим отпускным делам в разные направления, кто-то едет в сторону Кош-Агача, кто-то на ледники, а мы едем в ПростоКвашино, но уже как-то звучит немого с грустью! Где нас ждет еще пара дней и ночей отдыха, но увы уже на «Бродвее» Алтая в Чемальском районе. Это уже на самом деле Так! Чемальский район стал многолюден, ценники подросли и подросли очереди, причем везде. Раньше (2012 год) спокойно можно было пройти по подвесному мосту на остров Патмос практически без очереди, сейчас же это очередь как в Мавзолей. Такая же картина и на Чемальскую ГЭС. Для себя сделали выводы, что Чемал для нас теперь как перевалочная база на одну-две ночи по пути в бескрайне красивейшие места сердца Алтая! НО, показать детям то, что мы видели в 2012 году, все же надо, тогда им было по 4,5 и 1,5 года Ивану и Гордею соответственно, и они уже наверняка позабыли радость прокатиться на моторной лодке и прогуляться по лесному массиву к Камышлинскому водопаду.

Заправились в Онгудае газом (к моему удивлению его хватило от долины) и поехали далее. По пути посетила мысль купить мед на пасеке дабы не прогадать потом с каким нить подкидным. И он нам попался вот тут: N51°37’18,50″ E85°39’14,45″. Вкусный густой мед. 1,5 литра 1000 рублей. Это нормальный ценник для Алтая.

Пока ехали, пришла мысль сразу посетить Камышлинский водопад, а потом ехать в Узнезю на базу, доехали мы до турбазы «Царская охота» купили пропуск и пошли долгие 2 километра до водопада.

dsc01072

В этом году после дождей тропинка была просто грязевым экстримом. Но в нашей команде уже никто не хныкал и не плакал, а молча скрипя зубами двигался к цели.

dsc01081

Вот он какой в 2016 году, из-за проливных дождей и полноводных рек вода была мутной:

dsc01095 dsc01098

Посидели, выпили чаю и двинулись к лодочной станции для обратного возвращения по реке Катунь на моторафтинге!

dsc01114

Примерно так мы пролетели эти два километра по реке, дети остались просто довольнЁхонькие. Было бы не столь дорогое это занятие можно было бы сплавиться.

dsc01076

Вечерком был шашлык, отдых, общение с соседями ну и немного, традиционно уже, пригубили печень Алтай Ханом.

Вечером опустился туман, стало красиво, сделали пару фотографий.

dsc01122  dsc01131

29.07.2016. День ДЕСЯТЫЙ!  Дневка в ПростоКвашино.

В этот день мы планировали посетить Ороктойский мост, посмотреть на Талдыкпеньские пороги и скататься на Форелевые озера вверх по реке Чемал.

Как планировали, так и сделали. Первым был мост. Я бы не сказал, что этот мост вызывает какой-то восторг, но под ним протекает могучая река Катунь и именно в этом месте она наиболее могущественная. Сейчас поясню для тех, кто не ведал до сели.

dsc01134

Рядом с мостом самые мощные пороги Тельдекпень 1 и 2. Это одни из самых красивых и протяженных порогов на Катуни. Пороги находятся в длинном скальном коридоре, представляющем собой глубокую тектоническую трещину, образовавшуюся в известняках кембрия. Ширина Катуни в этих местах составляет от 20 до 40 м, а глубина, по некоторым данным, составляет 70 м. Высота отвесных скальных стенок черного цвета достигает 5-10 м. Сила и мощность порогов могут сильно варьироваться: в период таяния ледников — в мае-июне — они представляют немалую опасность, по малой воде хорошо проходимы.

dsc01144 dsc01146

Через Ороктойский мост дорога уходит до деревни Ороктой и далее проселочная дорога идет через перевал и до самого чуйского тракта, НО навигаторы не прокладывают дорогу по этому направлению. Схема:

ashampoo_snap_2016-10-03_21h55m38s_001_

Но моя не может успокоиться, как так, направление есть, а навигаторы по асфальту ведут. Узнаю у местных, что в придорожно-мостовой кафэшке, мол доехать до Чуйского тракта через Ороктой МоНо? МоНо говорят, только не на любом транспорте. Осматривая нашего Арагорнчика говорит, на нем доедите, только избегайте дороги в дождь или сразу после дождя, есть крутые склоны и засадные места со стоковыми водами. Засвербело в розовом месте, думаю надо на следующий год кого нить соблазнить в путешествие. Всего то каких-то 40 км по красивейшим и диким местам.

ashampoo_snap_2016-10-03_22h00m12s_002_

Насладились видами с моста, отведали местных вкуснейших чебуреков, покормили живущего по соседству с кафе местного суслика Уасю и поехали обратно в Чемал. Нас ждала увлекательная кормёжка, а может быть и рыбалка радужной форели. Едем на форелевые озера!

Доехали до озер, оплатили пошлину за вход в размере 250 рублей за трех человек и получили корм для форели.

dsc01172 dsc01190

Этой особи радужной форели около 7 лет, на Алтае они не водятся в реках, они любят холодную воду ближе к 7 градусам, но на Алтае в реках не водятся, со слов владельца форелевых хозяйств.

Вот так тут уютно и красиво!

dsc01183 dsc01187

Примечание-рекомендация: Всем, кто будет путешествовать на Алтай и выбирать себе отдых в Чемальском районе, очень и настойчиво рекомендую проехать вдоль чистой реки Чемал вверх по течению, там присутствуют и базы, и кемпинги, но река совсем другая, с чистой, прозрачной и вкусной водой.

После заехали на Чемальскую ГЭС. Раньше здесь было Чемальское водохранилище, но в связи с наводнением его убрали, шлюзы ГЭС были опущены практически полностью.

Фото 2016 года:

2016-07-30-12-26-28

Эта дневка закончилась традиционно шашлыком и парой бутылочек пива Алтай Хан.

Утром мы попрощались с «деревней» ПростоКвашино, и отправились в Горно-Алтайск заехать в гости к замечательному и вечно позитивному человеку, летчику с большой буквы Круглову Сергею Федоровичу. Сергей Федорович был несказанно рад видеть Омичей в Горно-Алтайске. Посидев немного за кружкой чая, мы попрощались и двинулись навстречу городу Новосибирску, где наш ждал еще один замечательный человек, мой друг, однокурсник, одно-общажник Виктор Бизин. Ночевать изначально мы не планировали, но и не отказались от теплого приема. Вечером (точнее уже ночью) мы отлично посидели за кружкой чая, обсудили много глобальных и локальных человеческих проблем на земле, в том числе и духовных, и с чувством полного удовлетворения и легкой грустью от удаляющегося нас Алтая легли спать.

Утром нас ждала долгая и практически уже не интересная дорога домой :)

Пара-тройка туристов в подсолнухах: dsc01222

 

Теперь, как и обещал немного финансовых отчетов и подготовки.

Список баз, места возможных остановок, которые я распечатал и взял с собой, и они реально пригодились:

Места возможных остановок (скачать)

Подробный финансовый отчет (скачать)

Итог 54 т.р. с 20 июля 2016 года по 1 августа, на семью из 4 человек, ни сравниться с поездкой в Турцию или подобные путешествия.

Самое главное, что дети были просто в восторге от такого путешествия, всей семье в том числе и Екатерине очень понравился автотуризм и на следующий год мы поедем на авто, а куда, уже будет видно. Но маршруты прорабатывать надо заранее, как показала практика.

Приятных и весьма интересных вам путешествий друзья!

 

 

 

 

 

Добавить комментарий