Отчет по поездке 2015 (Западный Казахстан, Южный Урал)
02 июня — 19 июня 2015 года
Маршрут
Омск – Ишим – Макушино – Курган – Челябинск – Сибай – Исянгулово – Оренбург – Илек – Уральск – Атырау – Доссор – Бейнеу – Шетпе — Тупкараганский район полуострова Мангыстау (г. Шергала, чинок Жайракты – долина Шаровых конкреций, залив Сарыташ, Султан – эпе, Жыгылган, Саурское ущелье, Голубая Лагуна)– Шетпе – Бейнеу – Доссор – Атырау – Илек — Оренбург – Сарыакташ –Медногорск — Орск – Сибай – Магнитогорск – Верхнеуральск – Миасс – оз. Турогояк – Непряхино – оз. Малый Сунукуль – Чебаркуль – Челябинск – Курган – Ишим – Омск
Жили не тужили, и тут пришли приятные известия — СВАДЬБА! Ну значит надо ехать раз приглашают :) . Играть ее будут в Атырау, соответственно туда и нужно ехать. За некоторое время до этого, периодически читая отчеты форумчан Омск4х4, посещали меня мысли о том, что неплохо было бы посмотреть на красоты полуострова Мангыстау, фотографии тех мест поражали своей необычностью и красотой. Просто как завороженный смотрел на фото тех мест…
Ну значит решено — едем!
02-06-2015 (пробег за день 984 км)
Да, легко мне скользить по земле
А души не оставив нигде
Так просто ступив за порог
Да, мимо улиц пустых
Прохожих, похожих на бледных святых
И их тоже мучают змеи дорог
«Скользить по земле» Пикник — Эдмунд Склярский
Подготовка, сборы и утром 2 июня пошли первые километры путешествия. Вспомнилось сразу же то ощущение «дороги», предвкушение «пути», включив любимую песню Арии «Свобода» погрузился в отпуск :))))
На одном дыхании пролетел Ишим, Курган, Челябинск и заночевал под поселком Пласт в сосновом бору. Дороги хорошие, местами идет ремонт, от «встречки» в одном месте получил скол в лобовое – нормально, переживем :)
03-06-2015 (пробег за день 594 км)
Выспались, неспешно собрались, по кружке горячего чаю и в путь.
Прошедший по ночи хорошенький дождик размочил дороженьку и пришлось немного «полебедится», 10 минут и едем дальше. Кстати, в последствии все последующие дни дождей так и не видели…
На трассе по рации один из местных на «шниве» подсказал, что рядом есть интересная местная достопримечательность, построенный без единого гвоздя в селе Верхняя Санарка Храм Иконы Божьей Матери.
Мне нравятся почему то такого рода «вещи», именно такие… Скромненькие, «чистые», без лишней «помпы».
После посещения Храма, зарядил дождь и продолжался он всю дорогу до Сибая. Посещение Магнитогорского парка победы с мемориалом « Тыл фронту» решили отложить до лучших времен. В Сибае свернули на Баймак – Зилаир- Исянгулово. Дорога хорошая, живописная. Если поедите на Оренбург, советую ехать именно этой дорогой. Живописные спокойные места, трафика почти нет.
После Исянгулово до Черного отрога грунтовка очень хорошего качества – нестись можно 120 км/ч легко и ландшафт поинтересней…
Созвонились с Евгением из оренбуржского Эскудоклуба, он посоветовал местечко близ Нежинского дома отдыха парк-отель на берегу реки Урал. Расположились лагерем на бережку, быстро раскинулись. Тут не могу не отметить просто превосходную особенность шатров Маверик – они раскидываются ОДНИМ человеком меньше чем ЗА ОДНУ МИНУТУ! Просто шикарно.
Приехал Евгений с Бизей (собачку веселую его так зовут), познакомились в реале – Евгений оказался очень интересным, любящим свой край собеседником. Он рассказал о массе интересных вещей в Оренбурге и Оренбурской области. Попили чайку, пожевали шашлычка. В процессе обнаружили множество клещей в округе, но Евгений успокоил, сказав, что они не энцефалитные.
04-06-2015 (пробег 610 км)
У нас был в запасе денек, мы успевали в срок до свадьбы и поэтому решили не торопясь поглядеть на Оренбург. Выспались от души. Затопили по утру баньку, помылись и выдвинулись в путь в 13-24 по местному. Женя скинул координаты ключевых достопримечательностей Орена (Орен – местные называют кратко так свой город). Выбрали из всех им предложенных достопримечательностей отреставрированный сравнительно недавно, шикарный по размаху и наполнению, выставочный комплекс «Салют, Победа!».
Год закладки: 1948. Площадь в га: 4,8.
Бывший Чернореченский сад, закладывался ещё в 1936 году. В годы войны насаждения исчезли. Реконструкция сада произведена в 1973 году. Сад им. Фрунзе занимает уникальное место на карте Оренбурга — центральное связующее звено старого города — крепости с предместьем — Арендой.
В 60-х годах 20 века планировалось в саду разместить современный цирк. В 2005 году произведена реконструкция сада, открыт музей под открытым небом — выставочный комплекс «Салют, Победа!». Установлена часовня.
Очень живописный уютный комплекс, с красивыми цветами и композициями. Довольно жарко и прохладный тенёк аллей комплекса был очень кстати.
Накидаю маленечко фото…
После парка посетили стелу «Европа- Азия» и полетели на Илек, там планировали перейти границу. Вся река Урал является символическим разделением евразийского континента. Кстати в Атырау (КЗ) тоже так же считают что правый берег Урала это «Европа», левый соотвественно «Азия».
Урал — река бассейна Каспийского моря. Она протекает по землям: Республики Башкортостан, Челябинской и Оренбургской областей, а также Республики Казахстан. Река до 1775 года называлась Яиком, она берет начало на крутых склонах Круглой сопки Южного Урала, приблизительно в десятке километрах от башкирского села Азнашево
В начале 2010 года эксперты Русского географического общества провели крупномасштабное научное исследование реки в Казахстане. Оно продемонстрировало, что символичное проведение пограничной линии между двумя континентами по руслу реки Урал, равно как и по Эмбе, отнюдь не считается верным решением. Все дело в том, что Уральский хребет южнее города Златоуста, теряет ось и распадается на ряд незначительных частей. Дальше горная цепь вообще сходит на нет, вследствие чего исчезает основной ориентир, по которому определяется пресловутая граница между Азией и Европой. Вывод ученых гласит, что реки Урал и Эмба не могут ничего символично делить, поскольку местность, по которой они текут, идентична.
(Читайте подробности на Грейт-Тревел: http://great-travel.ru/2319-reka-ural.html)
В Илеке заправились до отказа на Лукойловской заправке и уже в 18-16 прошли границу, немного удивил размер автострахования. Страховка с 04 июня по 18 июня мне вышла в 1250 рублей. На казахской стороне нас заставили раскрыть все походные ящики :) Благо играю я в тетрис хорошо и уже процесс сборки шмудряка уже отрепетирован на раз. Погранец удивленно расспрашивал зачем то – зачем это – что там и что тут…. Все достал – показал – спокойно ответил на вопросы — собрал и вперед на выезд :).
Выехали на трассу до Уральска.
Дороги не очень хорошие, благо мало трафика. Так как выспались и не очень были утомлены решили ехать в ночь до Атырау, а как захотим спать так и приткнемся к дальнобоям на стоянку и алга. После прохождения границы неприятным известием было то, что навигатор показывал карту КЗ но показывать где мы находимся и, соответственно, роутить не хотел напрочь, так как карта КЗ была как оказалось не лицензионная. Пришлось достать ноутбук и ехать по спутниковым картам с жпс мышкой. Не очень удобно – но зато есть хоть понятие где мы находимся. Так же были бумажные карты — по ним удобно сверятся. Впоследствии вопрос решился банально, скачал обновление моего лицензионного навитела уже в Атырау и подгрузил свеженькие карты России и Казахстана – все заработало и стало даже еще лучше. :)
Культура вождения у местных сразу разительно отличается не в лучшую сторону, к примеру могут ехать с дальним светом – на моргания не реагируют, поворотники могут не включать, выскакивают на главную с второстепенки не удостоверившись в безопасности маневра…. Как говорится «қош келдіңіздер» — «добро пожаловать» на казахском языке :)
Где то под Харькино заночевали.
05-06-2015 (пробег 211 км)
Встали в 8-07 размялись, попили чайку и в путь :). Начали попадаться первые верблюды :). Деревья и даже кустарнички исчезли – пошла бескрайняя степь. На дороге размазаны автомобилями сотни сусликов и кружат в небе орлы. Необычная для нас и красивая и бескрайняя степь с «полосками» зелени
К 11 часам заехали в Атырау, все хотели заправится, начиная от Махамбета, но тенге не было наличкой, а за 1 килорубль мне предлагали всего 20 литров бенза :) Что сказать – восток дело такое… торговались торговались но все никак… Распечатывать резервную канистру с российским бензином не хотелось. На въезде уже в Атырау заехали на заправку казмунайгаз и там торганулись за 1000 рублей на 27 литров 95-го и «позвонить» встречающей стороне в Атырау :). Спасибо Вам операторша и охранник казмунайгаза :).
Нас встретил Даурен — жених, и мы «приклеившись» к его машине проследовали к его дому. Нас очень тепло встретили, привели себя в порядок, поели и поехали заселятся в снятую для нас квартиру на все время празднования свадьбы…. Потом была уха и заливные потроха (С) Высоцкий. Эм… пардон… :))) К обеду приехали родители Алии — невесты из Омска, и уже вечером, в ресторане «Камелот» начались необходимые обязательные действа перед празднованием свадьбы.
На три дня попали в круговерть свадебных торжеств и мероприятий. Если Вы небыли на казахской свадьбе, то Вы ничего не знаете о казахах. :). А свадьба в Казахстане, да еще у солидных и уважаемых людей это просто феерия. Для тех кто не был и не представляет что это такое – то вот Вам занятное описание свадьбы– примерно все так и происходит …..
Закрутилось все, завертелось — многочисленные знакомства, приятные люди, наряды, вокруг обилие казахской речи, и искренних поздравлений и добрых пожеланий Молодым и родным.….
Фотографии разных дней с разных мероприятий одного события :) Пардоньте за каламбур :)
08-06-2015 (пробег 427 км.)
В круговерти свадебных дел пролетели два дня….
После всех торжеств, Бахтияр Каимович — отец жениха, за что ему огромное отдельное спасибо, организовал нам прогулку по р. Урал на катере в компании с крайне интересным и любящим свой край рассказчиком. (к сожалению не запомнил его имя) Много интересных историй он нам рассказал о Каспийском море, о Сутягинском саде, о казаках, о экологических делах, связанных с осетровыми и нефтянкой, о местных достопримечательностях. Рассказал так же об истории построек некоторых небоскребов и мостов, об уникальности реки и воды в частности. Очень интересно и познавательно. Пришвартовавшись к берегу, капитан катера сготовил замечательную и необычайно вкусную уху по Астрахански из осетра :)….. Прошли по реке Урал очень прилично, вся прогулка заняла примерно часов 5.
После прогулки заскочили к Молодым, преоделись и упаковались в дорогу. Мы решили, что выедем в ночь куда планировали – на полуостров Мангыстау. Бахтияр Каимович проинструктировал насчет каракуртов и в целом по местности, обменялись номерами телефонов (Даурен дал нам симку местного оператора, за что ему большое спасибо) и в 20-00 нас проводили на объездную дорогу, попрощались. Включив режим «путешествие», мы двинули в путь. :)
По пути не преминув заехать на Онай-АТА — важное место «для тех кто в пути» (похожее места моления — ОБОО были в Бурятии)
Заправились в Доссор и повернули в каракумские пески. Дороги очень хорошие, внятная разметка, понятные знаки. Участок Атырау-Доссор-Бейнеу мне очень понравился. Трафика практически нет, редкие верблюды, козы и бараны…
Переночевали где то на стоянке дальнобоев в машине в Каракумских песках.
09-06-2014 (пробег 450 км)
Заправились, за Бенеу в сторону Шетпе есть приличная заправка Казмунайгаз.
Дорога свежая и отличного качества.
Между Бейнеу и Шетпе три участка грейдера ( 3 км, 13 км, и 24 км) суммарно в 40 км. Хотя рядом идет уже положенный асфальт – просто видимо осталось сделать подъемы и спуски и алга. Идет активный ремонт дороги. Иногда попадаются велосипедисты – иностранцы….
Заправились в Шетпе до «полного» и ушли вверх на чинок Жайракты, стало попадаться множество верблюдов. Но какие то они маленькие и дряхловатые, не те исполины мохнатые, которых обычно показывают в зоопарках… Очень жарко. Вода расходуется быстро. Заехали внутрь подковы чинка, очень красиво и…очень-очень жарко….
Высота от 324 до 330 м. Самая высокая точка 351,5 метра на южной оконечности чинка ,это и есть гора Жайракты.
Чинки — это высокие отвесные береговые горы. Когда то, очень давно, 2 миллиона лет тому назад, здесь находилось Туранское море. Пейзаж, почти космический, фантастический. Чинки — особый вид гор. Передать словами практически не возможно. А если взять в учет их возраст — просто нет слов. Все склоны чинок усеяны застывшими брызгами вулканической лавы и окаменелыми ракушками самой разной формы и величины. В расщелинах гор экзотические заросли саксаула.
Недалеко от Чинка Жайракты виднеется гора Шергала (Шеркала – Львиная голова) Нам туда. Подъемы преодолимы любому 4х4, есть немного диагоналки, и довольно крутые спуски.
Высота 307,7 м. Шергала (Шеркала, Ширкала) — одиноко стоящая гора, необычной формы. Если смотреть на неё с одной стороны, гора напоминает огромную белую юрту, но с другой — Шергала походит на спящего льва, положившего свою огромную голову на лапы. Поэтому и назвали гору — Шергала, что в переводе с туркменского означает «Лев-гора» или «Львиная гора» Вокруг Шергалы россыпь шарообразных валунов — конкреций различной величины. Многие потрескались под действием ветра. Иные небольшие конкреции лежат разбитые. Внутри — след ракушки или рыбы. Степь у подножья горы зеленеет, цветёт.
Вернулись в Шетпе, ушли вниз и на запад – цель Долина шаровых конкреций.
Странно что при проработке маршрута не заметил почему то Адай – ата :( Соответственно я его благополучно проехал…
На полуострове Мангистау, там, где начинаются горы Каратау, есть загадочная долина. Она сплошь заполнена каменными глыбами округлой формы. Откуда взялись каменные шары и каково их происхождение, до сих пор остается загадкой. Ученые занимаются исследованиями в долине на протяжении двухсот пятидесяти лет, но результатов пока нет.
Побегали от шара к шару, жара стоит неимоверная, воздух дрожит, мозг плавится, вся видимая и ощущаемая красота местности расплывается в духоте и только редкий ветерок добавляет резкости в картину восприятия. Красиво и необычно, но для меня, любящего осень и тайгу, в такую жару наслаждаться видами было тяжковато :).
Двинули дальше по дороге, которая идет рядом с горным хребтом Емди, очень живописная местность и дорога, а вокруг по прежнему много верблюдов….
Вышли к побережью Каспийского моря, залив Сарташ.
Вода в заливе горячая, мелко, легкий солоноватый ветерок несет запах моря, водорослей и рыбы. Ни одного деревца или кустарничка. Время искать стояночку для ночевки, проехав по побережью, присмотрели место у горы Султанапа
Повстречали первых змей, они были разных размеров, примерно от 30см до 1 метра и их было много, в них я совершенно не разбираюсь и поэтому без раздумий решено ночевать в машине. Наши экспедиционные ящики алюминиевые позволили довольно ровно и жестко распределить место в салоне автомобиля и было неожиданно удобно спать, решили так и ночевать все время пока находимся в Мангыстау, тем более Отец жениха Бахтияр Каимович предупреждал нас об активности каракуртов.
10-06-2015 (пробег за день167 км)
С утреца маленький променад по побережью, покупался в теплом море, к камням правда старался сильно не подходить – многие камни были утыканы змеями торчащими из почти каждого отверстия у уреза воды. Сразу и не заметил – среагировал на движение :)
Пока то да се, часам к 9 утра подъехал патруль на УАЗе, поинтересовались кто, зачем и откуда. Переписали номер авто, рассказали о местности и особенностях, дали свой сотовый на всякий случай и с взаимными пожеланиями счастливого пути, расстались. Кстати они так же говорили об активности каракуртов и рассказали каким образом можно предупредить их нападение…
Солнце начинало припекать.
Поднялись здесь же на гору Султанапа – довольно опасный подъем, грунт здесь из ракушечника, хрупкий и сыпучий, поднимались два часа с остановками для охлаждения двигателя машины и перепрокладки камней на дороге. Иногда она терялась – приходилось прилично потопать ножками – прощупать и изучить каждое ответвление дороги. Ошибка здесь могла привести к неприятным последствиям. Виды открывались конечно – словами не передать! Красота неописуемая.
Но все сложилось довольно успешно и к 13-05 мы уже были наверху ущелья – напротив подземной мечети Султан Эпе.
Сама подземная мечеть произвела на меня очень приятное впечатление. Если бы не машина у землянки смотрителя мечети, то было бы полное ощущение той атмосферы времени Шелкового пути.
Набрали воды в довольно глубоком колодце – заполнили все канистры и емкости – на вкус вода была очень приятная, без привкуса пластика и хлорки…
Освежившись, повернули в сторону оползня – Жыгылган.
ОПОЛЗЕНЬ ЖЫГЫЛГАН (http://www.mangystau.info/opolzen-zhygylgan/ адрес источника) «Необыкновенным зрелищем завершается один из участков северного борта Тупкараганского плато. На подъезде практически ровная и, казалось бы, бескрайняя степь вдруг обрывается отвесным обрывам в форме полумесяца протяженностью более 3 км. Высота отвесной стены местами достигает высоты 50 м. У основания этой стены располагается невообразимый каменный хаос. Здесь массивная известняковая плита толщиной 30-35 м, которая и формирует поверхность Тупкараганского плато, провалилась в некую пустоту, превратившись в нагромождения растрескавшихся массивных блоков, стен и башен. Эта природная «свалка» тянется 4 км до самого берега моря. Жыгылган – огромный геологический оползень возникший в результате подмочки глинисто-песчаной подушки, на которой покоился пласт известняка. Очень вероятно, что такая площадь Тупкараганского «панцыря» могла сдвинуться в результате мощного подземного толчка. Тяжелая плита собственным весом выдавила мягкую подстилку и сбросила ее в море, а сама превратилась в будоражащий фантазию провал. Скорее всего, что оползень случился в исторически недавнее время.
По пути часто попадались такого рода указатели, решил заехать на один из них поглядеть, ничего особенного, обычные некрополи…
Подехали к оползню и застали там две машины «местных» с винтовкой – скорее всего браконьерничали-промышляли по муфлонам – горным козлам. На краю этого провала несложно представить всю мощь природы, в котловине невероятно огромные плиты и разломы.
Красиво, и опять же очень жарко, спасает только легкий ветерок со стороны моря.
Выехали другой дорогой в направлении поселка Форт-Шевченко, по пути в степях попадались павшие верблюды, суровая здесь, однако, жизнь. Вообще, все время, пока мы здесь находились, не покидало, я бы назвал, чувство пусть хоть и красоты, но враждебной, все таки сильно отличалось все что нас окружало от того где мы живем. Очень красиво и необычно все по своему и воспринимается совершенно не так когда смотришь на все это по фото на мониторе компьютера… Большое количество змей, множество насекомых которых у нас нет, полное отсутствие деревьев и постоянная изнуряющая жара, от которой нигде не спрячешься и не освежишься в «ближайшем водоеме у той рощицы». Дороги в степи как песчаные реки, и всепроникающая вездесущая пыль, которая поднимается на них, просто забивает собой все что можно. Недаром местные говорят, что у них самый легкий и вместе с тем самый тяжелый песок, легкий — если топнуть по земле ногой поднимается облако пыли и долго не садится, этот песок проникает везде и всюду, а тяжелый он потому что если его набрать в емкость заполняет собой все пространство и очень плотно забивается во все полости. Соответственно и удельный вес на объем выше.
Держу путь на Форт-шевченко, проехал Тамшалы незаезжая. Читая ранее о «Тамшалы» решил не посещать его, очень удручает меня ситуация, когда в красивых, созданных природой местах, то тут то там встречается мусор, оставленный людьми. Выехал на трассу Форт-шевченко-Актау и повернул в сторону Саурского ущелья.
Проехали насквозь руины рыбацкого поселения и стоянки геофизиков, но в некоторых домиках люди все же живут.
Выехали на пляж, следов машин практически нет, нет и мусора, что не может не радовать. Море спокойное, абсолютно нет людей, чистый ровный дикий пляж – красота неописуемая, в фотографиях не передать. Вода прохладная, в такую жару самый раз. Песок на пляже сыпучий, вязкий, двигаться машине тяжело, в одном месте застрял – выручил лифтмейт, хайджек и сентраки. (спасибо тебе за сентраки Филипп ! :) ) Нашли ровное место без растительности и встали лагерем, запланирована дневка.
11-06-2015 (Дневка)
Выспались, весь день загорали и купались в море. Иногда нашу компанию разбавляли редкие змеи и еще более редкие скорпионы, где то в ущелье громко кудахтали фазаны, ветерок уносил мух и жару, принося с собой шелест прибоя и свежесть морского воздуха, вселенский кайф :)
Заодно перебрали вещи, осмотрел машину, выковырял траву, понабившуюся во всевозможные уголки защиты и сетку перед радиатором…
12 -07-2015 (пробег 895 км)
Выспались, вчера еще собирались остаться отдохнуть на еще один денек, но поднявшийся ночью и, по всему видимому, не собирающийся стихать ветер внес коррективы в наши планы. Это ж не отдых, сидеть на одном месте и держать палатку, чтобы не улетела.
Оперативно снялись и выдвинулись…
Заскочили по пути в Сауру, увиденное не порадовало, кучки мусора, запах жженого мусора, которое жгут совсем рядом у водоема и запах застоявшейся воды. Спускаться вниз совершенно расхотелось….
Еще было в планах посещение Шопан-Ата, урочище Бозжира и Бекет-Ата, но уже реально устал от постоянного вида горизонта, соскучился по настоящим мощным и высоким деревьям. День только занимался, а жара в +39 уже давила… Решено ехать в Атырау, а затем в Россию, а эти места ( и не только эти) посетить в другой раз, надеюсь у «молодоженов» в Атырау будет еще много поводов для празднования ;)
Дороги, как я и говорил ранее, довольно неплохие, частично ремонт, заехал на одном из паркингов на эстакаду, проверил состояние подвески – поменял резинки переднего стабилизатора и довыгребал траву из передней защиты…
Пасмурно, это спасает от палящего солнца, сильный ветер несет горячий густой воздух, на дорогах трафика практически нет, животные попадаются чаще, чем машины и люди :). Почти у каждого населенного пункта есть арка – стела, и то тут то там снуют «жолполициясы»
К вечеру уже были в Атырау. Это получается за один световой день можно доехать от Атырау до, допустим, Форт-Шевченко. Судя по отчетам прошлых лет, раньше на один участок Бейнеу Шетпе тратился один световой день пробега. Все-таки дороги стали намного лучше.
13-06-2015 (Дневка)
По утру хотели ехать уже в Россию, но оказалось что у родственников запланированы еще празднества, так называемый – Бесик той (Праздник колыбели) и автоматом мы оказались в числе почетных гостей. Опять шикарный прием, опять шикарный стол, много людей и обилие поздравлений и пожеланий. Молодцы, очень дружно живут казахстанцы.
14-06-2015 (пробег 811 км)
В 6-40 тепло распрощавшись с Дауреном и Алией двинули на Илек через Уральск. А затем на Оренбург на то место на р. Урал у парк-отеля где ночевали по дороге в КЗ. Границу прошли без проблем.
В 19-30 разбили лагерь и встретились с Евгением из эскудо-клуба и его собакой Бизей :) Просидели до поздна, обменивались впечатлениями, эмоциями и подарками.
15-06-2015 (пробег 786 км)
В 8-36 выехали со стоянки, как всегда все убрали за собой в мусорные мешки и выдвинулись в Саракташ, Евгений посоветовал нам посмотреть на Саракташскую Свято-Троицкую Обитель Милосердия
Активно идет стройка недостающих корпусов.
После поехали через Медногорск по объездной Орска и через Сибай на Магнитогорск. Медногорск стоит в красивом месте, а Гай довольно шумный и грязненький город дорога хорошая но скучная. Лучше бы я поехал через Баймак – Зилаир – Исянгулово.
В Магнитогорске посетили мемориал «Тыл-фронту».
Магнитогорский металлург вручает воину меч, выкованный из металла Магнитки. Взгляд воина обращен на запад, где в годы Великой Отечественной войны решалась судьба Отчизны. Она решалась и здесь, в тылу: каждый второй советский танк был одет в магнитогорскую броню, каждый третий снаряд отлит из магнитогорского металла.
Монумент был открыт в дни празднования 50-летия Магнитогорска. Памятник завершает единственный в своем роде героический триптих в монументальном искусстве. Авторским коллективом, создавшим памятник «Тыл и Фронт», руководил заслуженный архитектор РСФСР, лауреат Ленинской премии Я. Б. Белопольский, автор архитектурной части памятников и в Трептов-парке, и на Мамаевом кургане.
Памятник является первым масштабным монументом возведенным в СССР в честь подвига работников тыла и является завершающей скульптурой великого триптиха (трех монументов объединенных общей темой), в который входит знаменитая волгоградская «Родина-Мать Зовет», и «Воин-Освободитель» из берлинского Трептов-парка. Аналогов этому триптиху, в мире больше нет.
Заночевать решили на диком пляже озера Тургояк. Только подъехали к озеру расчехлились лагерем и привет — стемнело…
16-06-2015 (дневка)
Знаю я, есть края — походи, поищи-ка, попробуй.
Там такая земля, там такая трава,
А лесов как в местах тех нигде, брат, в помине и нет.
Там в озерах вода, будто божья роса,
Там искрятся алмазами звезды и падают в горы.
Я б уехал туда, только где мне достать бы билет.
(с) Знаю я, есть края…
Гарик Сукачев.
На сегодня в планах вселенский мегарелакс, отпаривались в баньке с каракумских песков, бродили по окрестностям, кайфовали от видов, отдыхали от порядком поднадоевших видов горизонта. Народу немного, никто не орет – все степенно отдыхают, есть окультуренные туалеты, костровища обложенные камнем, ходят яхты и катера, народ на надувнушках промышляют окуньков и прочих рыб. Вода чистая и прохладненькая, после баньки в самый раз.
Тургояк – великолепное озеро – но мне кажется чересчур распиаренное, таких хороших озер в Челябинской области сотни! Чувствуется большой туристический прессинг на озеро. Но нам, тем не менее, там очень понравилось. Посещение острова Веры отложили до других времен.
Это озеро тектонического происхождения, самое западное и практически, самое южное из больших озёр Южного Урала. Тургояк расположен в глубокой котловине, между двумя горными хребтами, Урал-Тау и Ильменским, на высоте 320 м над уровнем моря, в двух километрах от города Миасс. Площадь озера составляет 2650 га, средняя глубина-19.2 м, максимальная-34 м, длинна-6.9 км, ширина-6.3 км, протяжённость береговой линии 27 км. Вода в Тургояке по мягкости практически дождевая, в ней почти нет минеральных солей. По некоторым данным эта вода обладает целебными свойствами. На озере имеются шесть островов, наиболее интересным из которых является расположенный в северной части озера, остров Веры
17-06-2015 (пробег 53 км)
Думали еще постоять, но стало скучновато, да и хотелось еще посмотреть другие озера. Решили ехать на озеро Малый Сунукуль.
Весь Сунукуль в базах отдыха, частных территориях чиновников, коттеджах и спортбазах, на удачу нашли какую то тропку в лесу и внезапно выехали на палаточный лагерь, нашли хорошее место (благо будни) и предварительно прибравшись (было довольно загажено недотуристами) расположились лагерем. Вода такая же прозрачная, но гораздо теплее, чем на озере Тургояк. Поставил баньку — эх мегакайф!!! – и чего не было у меня ее на Байкале!? J
К вечеру приезжали подвохи (подводные охотники) немного обрыбились. Я понял почему все на меня смотрели со спинином как на идиота – на спиннинг там никто не ловит потому как ничего не ловится особо на блесну, а вот с ружьем вполне себе…
18-06-2015 (Дневка)
Купались, загорали, познакомились с соседями Уральцами, хорошие и позитивные люди.
Вспомнил, что есть у меня фотик, который можно купать – понырял с ним. Потом соорудил себе что то вроде гарпуна – пытался добыть рыбу, нанырялся до одури – видеть рыбу вижу, а пробить не могу… Надо ружьишко покупать :)))
19-06-2015 (Пробег 1026 км.)
Решили не ждать массового наплыва отдыхающих, и неспешно собравшись, выдвинулись в 6-40 утра в направлении Омска. Всю дорогу очень солнечно, жара, спокойный трафик, немного напряг ремонт дорог в Омской области и ремонт виадука в Кургане– но, тем не менее, в районе восьми вечера были уже в Омске.
Вот и закончился вояж в КЗ.
Хотелось бы по итогу сказать огромное спасибо семье Кадырхановых за теплый во всех смыслах прием, высказать огромную благодарность за поддержку Бахтияру Каимовичу. Молодым Даурену и Алие долгих лет жизни в здравии и благополучии.
Спасибо Филлипу за предоставленные СПОТ и сентраки, а так же за ценные советы и коментарии к маршруту.
Евгению из Оренбурга спасибо за поддержку и приятную компанию, с удовольствием отвечу таким же «приветом» каким ты встречал нас. :) Ждем в гости!
Спасибо Клубу «Своя дорога» за внимание и поддержку.
Читателям спасибо за внимание.
Расход бензина на поездку 23340 рублей за 729литров топлива на 7000 км…
Машина — Сузуки эскудо 98 г.в.